Из воспоминаний очевидца событий Хомук Марии Ивановны (архив этнографического музея «Спадчына» ГУО «Киселевецкий детский сад- средняя школа»).

«…Во время Великой Отечественной войны наша семья жила в деревне Орёл. Деревня была расположена по обе стороны Днепро-Бугского канала. В то время она служила надёжным пунктом поддержки партизан, которые жили в соседних лесах. Все происходящее вносило в нашу жизнь тревогу и  большой страх.

Тот ужас, о котором я хочу рассказать, произошёл в Филипповский пост, на «Анну». Мне было девять лет.

На правой стороне канала находилось пять домов, в которых временно поселились немцы. На нашу сторону они перешли по льду-канал на тот момент уже замерз. Незаметно окружили деревню. Мой старший брат через окно заметил захватчиков. В доме были я, мать, отец и брат. Всех охватил леденящий ужас, в особенности,  нас, малышей. Тут в дом зашли каратели. Отца застрелили сразу. Мы с братом прижались к маме и боялись пошевелиться. Нас вывели из дома. Мы увидели, что на противоположном берегу канала деревня превратилась в сплошной страшный костёр. Стоял сильный гул огня. Огромные куски соломенных крыш, скирд сена подхватывались огненно-дымным облаком  и поднимались на большую высоту. Всё это навсегда отложилось в моей детской памяти. Никто раньше такого  даже в страшном сне не мог себе представить. Все были морально подавленны своим бессилием хоть что- нибудь сделать против такого невероятного, безнаказанного варварства. 

В том доме, куда нас привели, были собраны все жители  деревни. Здесь оказались не только мужчины, но женщины с детьми,  старики. Мужчин убивали сразу. Потом один из фашистов сказал по-русски: «Выходите, кто живёт по другую сторону канала». Люди стали выполнять приказ. Их оставляли в живых. Среди таких оказались  мы с матерью и братом.

Правильно, что место сожжения деревни Орёл увековечили. Я считаю это место святым — это есть история нашего поколения!»

Из воспоминаний очевидца событий Микитюк Ольги Ивановны (архив школьного этнографического музея «Спадчына» ГУО «Киселевецкий детский сад - средняя школа»).

«…Столько лет прошло, а в моей душе нет такого примирения, про какое так много говорят. Тяжело вспоминать военное время: душой всё чувствуешь заново. С самого начала  оккупации  для меня и моей семьи началась страшная жизнь. С особым зверством расправились фашисты с жителями деревни Орёл. В десятилетнем возрасте я стала свидетелем тех  ужасных событий. 

… В тот день стояла какая-то необычная мёртвая тишина.  Мои родители встали очень рано: мама решила испечь хлеб на праздник, а мы, дети, радовались этому.  

О том, что жители деревни поддерживали партизан, оккупационная власть знала от полицейских. Вот немцы и решили расправиться с партизанской деревней. Словом, тучи над нами сгущались.  

Брат Фёдор дежурил на Днепро-Бугском канале. Стоя на вышке, он заметил, что по речке приближается много незнакомых людей в белых халатах. Это были немцы. Брат сообщил об увиденном в деревню. Партизаны стали убегать. А люди в белых халатах их заметили и открыли стрельбу. Отец в нервном ожидании присел, все насторожились, не зная, что делать. Мы с сёстрами выбежали на двор босиком, направились в сторону кладбища.  В это время увидели, что дед Александр и баба Марина, оставшись дома, сели в саду под дерево. Один из немцев начал стрелять в их сторону и убил. А потом дедушку и бабушку зверски сожгли в сарае. Мы очень испугались, увидев такую расправу с нашими родными. Родители остались живы - они успели спрятаться за сараем в сене.

В тот страшный день гитлеровцы сожгли 12 домов, убили и сожгли 27 жителей, в том числе 12 человек взорвали на мине. 

Только на третий день мы вернулись на пепелище, чтобы похоронить то, что осталось от наших родных. Зиму пережили в деревне Болота, а весной вернулись назад, в Орёл. Жили в землянке. Такая же участь  постигла и других односельчан, оставшихся в живых. Потихоньку начали отстраивать деревню. 

Вернётся  содат с войны, постоит на месте пепелища, поклонится памяти родных, близких, всех односельчан и начнёт работать. Жизнь продолжается, в послевоенное время было полно энтузиазма, веры, заботы друг о друге.  Испытания придали сил и мужества. 

Не хватит и тысячи лет, чтобы рассказать о минувшей войне, вспомнить о конкретных судьбах конкретных людей. Мне посчастливилось-я живу и благодарю Бога за всё. 

А нынешнему поколению спасибо за то, что чтут память погибших».