Георгий Черствов родился 22 апреля 1923 года в деревне Сельцо Раменского района Московской области. В семье было шестеро детей. Он был самым младшим из братьев. Учась в 9 классе, он увлекся авиацией и поступил в аэроклуб при Мячковском аэродроме. Окончив аэроклуб, в 1941 году поступил в Борисоглебское училище.
Досрочно окончив училище, Георгий Черствов едет добровольцем на Карельский фронт в 197 истребительный батальон. В первых же боевых вылетах Георгий показал себя умелым и храбрым воином. Мужественный и отважный пилот был награжден командующим Карельским фронтом именными часами.
Однажды звено Черствова вело бой с 11 фашистскими самолетами. В этом бою советские летчики с честью справились с противником. Один из фашистских летчиков выпрыгнул из горящей машины и был взят в плен. Оказалось, этот немец — командир соединения истребителей, на его счету 32 самолета, сбитых на разных фронтах, что у него много наград, в том числе два железных креста.
В одном из одиночных вылетов Георгию не повезло. При патрулировании он приблизился близко к линии фронта, и немецкие зенитные батареи подбили его самолет. Машина загорелась, сбить пламя не удавалось и пришлось прыгать с парашютом. На земле почувствовал, что болит нога и в унтах мокро. Разулся и увидел рану, перевязал ее и пошел в сторону аэродрома, до которого было километров двадцать. Полз и твердил сам себе: «Только бы не заснуть, только бы не заснуть, это смерть». В таком тяжелом состоянии Георгию удалось добрался до аэродрома.
Стараниями медиков Георгий стал поправляться. Но немного изменился его облик. При пожаре самолета обгорели нос и щеки. Начальство полка решило отправить Георгия на учебу: в тылу поправишься и переучишься на новую технику — самолет «ЛА».
За этот и другие бои Георгий Черствов был награжден орденом Красной Звезды.
Из наградного листа:
«В боевой работе проявил себя мужественным и смелым летчиком-истребителем. За период боевых действий с мая месяца 1942 года произвел 38 боевых вылетов с налетом 40-час.51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолетов противника.
10.08.1942 г. в числе шести летчиков возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109».
В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты — младший лейтенант Бровцев, старшина Черствов, старший сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 — «Ме-109» были сбиты. Четверка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.
24.06.1942 г. группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 — «Ю-88» прикрываемых 10 — «Ме-110» и 4 — «Ме-109», бомбардировщики не сбросив бомб расстроенным строем ушли на запад.
В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 — «Ме-110» и 1 — «Ме-109» сбиты метким огнем нашей группы «Харрикейнов».
14.08.1942 г. гидросамолет противника «Арадо 96» (возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажженного самолета «Ме-110», Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.
5.09.1942 г. в группе 6 самолетов «Харрикейн» сбил 1 — «Ме-109» в районе 5–7 км. северо — восточнее Мурмаши. Все сбитые самолеты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.
15.09.1942 г. в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».
За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды — орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
Подписал представление командир 197 иап майор Шамышейский.
16.09.1942 г.
16 сентября 1942 года Черствов получил «Красную звезду» из рук М. И. Калинина. Получил летчик и три дня отпуска, навестил родных, одноклассников и школьных учителей. Потом опять улетел на фронт.
Река Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в наградном листе — это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии. Основная задача полка — охрана Мурманской железной дороги в районе ст. Оленья. Но, судя по описанию боев в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия бомбардировщиков, так как по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст. Оленья — это тыловая станция.
Полк воевал на «Харрикейнах» — это английский истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 41-го года. Поначалу летчикам полеты на нем давались нелегко, так как не было даже инструкций на русском языке, по той же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолета было слабовато. Со временем на «Харитоны» (так их назвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм пулемета с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов, то есть они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу ходил на штурмовку и Черствов.
После излечения отважный летчик принимает участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков Гомельщины в 165 истребительном авиаполку в должности заместителя командира авиаэскадрильи.
В своих письмах про себя Георгий писал мало: «жив-здоров, воюю. Сутками приходится дежурить». Просил, чтобы ему чаще писали и не тревожились, если от него долго не будет писем.
Вот его последнее письмо от 30 сентября 1943 года:
«Добрый день, дорогие мои мама, Шура, Вера и Валюша!
Шлю вам свой горячий боевой привет и наилучшие пожелания. Уведомляю, что жив-здоров. Сейчас сижу в машине и дежурю. Писем ни от кого еще не получал, кроме как от вас и от Житкова Алексея Михайловича (классный руководитель). Живу хорошо, трудимся много. Фрицев гоним хорошо.
Напишите, как вы живете?
Крепко целую вас. Георгий».
Через 3 дня Георгий погиб.
В документах 165 истребительного авиаполка есть запись: «3 октября 1943 года в 16 часов 20 минут при сопровождении самолетов ИЛ-2 874-го штурмового авиаполка на выполнение боевого задания в районе д. Котичев самолеты 165 истребительного авиаполка встретились с самолетами противника.
В результате боя самолет младшего лейтенанта Веденеева Василия Ивановича был подожжен истребителями противника. Младший лейтенант Веденеев В. И. выпрыгнул на парашюте и благополучно приземлился.
Ведущий группы младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич с резким набором высоты ушел на солнце и был потерян из виду. Очевидно был сбит, попав под атаку двух ФВ-190, находившихся сверху».
Воспоминания Осипова С. С.:
«В начале октября 1943 года Жора Черствов, Василий Веденеев, Николай Соловьев и я сопровождали две группы самолетов 874 штурмового авиаполка, шедших на штурмовку немецких войск, оборонявшихся за Днепром. Вскоре мы увидели, что навстречу нам и выше нас, примерно на 700-800 метров, шли две группы вражеских бомбардировщиков в сопровождении большого количества истребителей. Несколько вражеских истребителей бросилось на нас. Самолет Веденеева был побит и загорелся. Летчик выпрыгнул на парашюте. Вражеские истребители открыли по нему огонь. Мы с Николаем Соловьевым отбили атаки противника, дав возможность Веденееву приземлиться в лесу. Что с ним было дальше я узнал только сейчас. Как был подбит самолет Георгия Черствова, я не видел. Только когда возвращались с задания наши штурмовики, его уже не было с ними.
Так в одном бою мы потеряли двух товарищей».
Родственники получили похоронку: «Ваш сын младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич 3 октября 1943 года, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, не вернулся с боевого задания, пропал без вести».